Автор, предоставивший информацию Галина Бедненко |
Бог - творец мира и людей |
Веб-дизайнер данного проекта Орк Хуморт |
|
|
|||
Бедненко Г. Школа
рун Центрполиграф. - 2006 |
|||
Один вместе с другими "сынами
Бора" участвует в поднятии земли и устройстве Мидгарда. Некоторые
исследователи смотрят на соучастие Одина с Вили и Ве (о которых как о богах
больше ничего не понятно) в этих великих деяниях как на разные проявления
одного и того же Одина. Но я бы опасалась сводить Одина непременно к
триединому божеству (как в христианстве). Хотя в Младшей Эдде Один уже
выступает как тройное божество: "И приведший его отвечает, что на самом
низком из престолов сидит конунг, а имя ему - Высокий. На среднем троне сидит
Равновысокий, а на самом высоком - Третий." Но и это мне кажется уже
результатом влияния христианства. Потому что в язычестве, если у бога три
стороны - головы - ипостаси, то известно, к какой относится каждая. Например,
к трем мирам - земному, подземному и небесному (или водному). Как это у
Гекаты в греческой мифологии, или у Триглава в славянской. А то, что тут Один
просто триедин, мне думается, связано с сопоставлением его, среди
образованных скандинавов, с триединым христианским богом, о котором в большие
теологические тонкости никто не вдавался. Тем более что в этом отрывке из
"Видения Гюльви" Один выступает именно как устроитель миропорядка
вещей, то есть создатель, творец мира. |
|||
Результатом влияния христианских религиозных
течений и представлений христиан о творце всего сущего, о душе, загробном
мире, об аде и рае, можно считать и этот отрывок из Младшей Эдды, Видения
Гюльви: "Тогда спрашивает Ганглери: "Где
живет этот бог? И в чем его мощь? И какими деяниями он прославлен?".
Высокий говорит: "Живет он, от века, и правит в своих владениях, а
властвует надо всем на свете, большим и малым". Тогда молвил
Равновысокий: "Он создал небо, и землю, и воздух, и все, что к ним
принадлежит". Тогда молвил Третий: "Всего же важнее то, что он
создал человека и дал ему душу, которая будет жить вечно и никогда не умрет,
хоть тело и станет прахом иль пеплом. И все люди, достойные и праведные,
будут жить с ним в месте, что зовется Гимле ("Защита от огня") или
Вингольв.(Обитель блаженства) А дурные люди пойдут в Хель, а оттуда в
Нифльхель. Это внизу, в девятом мире". Однако, в составе троицы асов, вместе с
Хёниром и Лодуром, Один находит и оживляет древесные прообразы первых людей
Аска и Эмблю. И вот это больше похоже на реальные языческие представления
германцев. И трое пришло из этого рода асов благих и могучих к морю, бессильных увидели на берегу Аска и Эмблу, судьбы не имевших. Они не дышали, в них не было духа, румянца на лицах, тепла и голоса; дал Один дыханье, а Хёнир - дух, а Лодур - тепло и лицам румянец. (Прорицание вёльвы, Старшая Эдда) |
|||
|
|||
(с)Галина Бедненко,
2005 г. |