Автор, предоставивший информацию Галина Бедненко |
Один – Бог вдохновения, магии и безумной
битвы |
Веб-дизайнер данного проекта Орк Хуморт |
|
|
|||
Бедненко Г. Школа
рун Центрполиграф. - 2006 |
|||
Один - верховный бог
скандинавской мифологии. У западных германцев был бог Вотан (Водан), и Один
северных германцев ведет свое происхождение явно от него. Это один и тот же
персонаж, в Скандинавии получивший дальнейшее развитие. Этимология - значение
имени Одина (Водана) говорит о возбуждении, вдохновении, экстазе, иначе
говоря, особом измененном состоянии сознания. Римский историк Тацит
соотносил Водана германцев с римским богом Меркурием - проводником богов и
людей, посланцем богов, единственным не-подземным богом, который мог
переступать порог царства мертвых, покровителем плутов и хитрых преступников.
Среда - день Меркурия был также и днем Вотана. Потому и в английском языке
среда буквально так и называется - Wednes-day. Водан - носитель магической
силы. Водана почитали среди саксов, готов, франков, англов, вандалов. В
поздних немецких легендах Водан - предводитель Дикой Охоты - душ мертвых,
особенно мертвых воинов. |
|||
В дошедших до нас, то
есть, довольно поздних, источниках по скандинавской мифологии, Один - глава
скандинавского пантеона, первый и главный ас. Его отец звался Бор
("Порожденный"), сын Бури ("Создателя" - деда Одина по
отцу). Бор взял в жены великаншу Бестлу ("Супругу"), дочь Бельторна
("Острия Беды" - деда Одина по матери), которая родила ему трех
сыновей: Одина, Вили ("Воля") и Ве ("Сакральная ограда" -
по одним прочтениям, "Жрец" - по другим). Таким образом, рождаются
три сына - Вдохновение, Воля и Граница. Они-то, как движущие силы и
определяют миропорядок. Один - "отец
богов" - по старшинству в иерархии, а не "по крови" - других
богов из рода асов. В частности, от Фригг все же у него кровный сын Бальдр, а
от любовных связей с Ринд и Грид сыновья Вали и Видар. Тор если и считается
сыном Одина, но опять же, по своей подчиненной роли. Тор - сын Ёрд,
Земли-матери. Одину служат
хтонические звери -.вороны и волки. То, что зооморфных спутников у бога по
двое, и оба в каждой паре одинаковые, может наводить на мысль о связях с
древним близнечным культом германцев. Но что-либо более точно сказать трудно.
Имена его воронов -
Хугин и Мунин - "думающий" и "помнящий" (или
"мысль" и "память"). Вороны, безусловно, отражают вещую,
провидческую, колдовскую природу Одина. Имена его волков - Гери
и Фреки - "жадный" и "прожорливый". Архетип волка в
мифологии индоевропейцев связывается с мужскими братствами, военными или
преступными. А также имел отношение к брачной и эротической обрядности. Тут
волки соответствуют роли Одина как воина и как преступника. Возможно, как
соблазнителя великанш и других женщин. Особые черты имеет и
его восьминогий конь Слейпнир ("скользящий"). Это шаманский конь,
переносящий всадника в разные миры. Аналог шаманского бубна. Восьминогий конь
является типичным шаманским конем у многих народов и всегда связан с
экстатическими переживаниями. Этому образу соответствует руна Старшего
Футарка "Эваз", символизирующая "Коня" и проявляющая
значение правильного ритма. На коне Слейпнире сын Одина - Хермод (более
нигде, кстати, не встречающийся) скачет в царство мёртвых Хель вызволять
Бальдра. То есть, он пользуется шаманским методом Одина, чтобы попасть в
другой мир и вернуться обратно. Один выступает под многочисленными именами и прозвищами: Альфёдр ("всеотец"), Хар ("высокий"), Игг ("страшный"), Гримнир ("скрывающийся под маской"), Хрофт, Херьян ("воитель", глава эйнхериев), Харбард ("седая борода"), Хникар и Хникуд ("сеятель раздоров"), Херран и Херьян ("вождь войска"), Бивлинди ("потрясающий щитом"). Он часто меняет обличья (т. н. хамингья). Живет в Асгарде (обиталище богов-асов), в небесном, крытом серебром жилище, называемом Валаскьяльв иди Гладсхейм, восседая на престоле Хлидскьяльв. |
|||
|
|||
(с)Галина Бедненко,
2005 г. |