Предрассудки и их источники
Драгоценные
камни высоко ценились ещё на заре
человечества. Маги, мудрецы, пророки и астрологи прошедших столетий
открыли многое, о чём мы почти забыли, в природе драгоценных камней. По их
мнению, каждый камень обладает свойственным ему планетарным притяжением,
определёнными достоинствами и различным действием, зодиакальным соответствием
временам года. Эти мудрецы были твёрдо уверены во влиянии драгоценных камней на
гороскоп человека – например, в возможности уберечь ребёнка от воздействия злых
сил, надев на него соответствующие зодиакальные талисманы, относящиеся ко дню
его рождения.
Влияние,
оказываемое драгоценными камнями бесспорно признавалось во времена средневековья,
но, когда в эпоху Возрождения воспрял исследовательский дух, были сделаны
попытки найти какие – либо причины этих традиционных верований. Нам это может
показаться странным, но тогда почти в существовании этого влияния, оно не
требовало доказательств, поэтому все умственные усилия сводились к поискам
правдоподобного объяснения тому, каким образом драгоценные камни обладают
странными и мистическими свойствами и как
эти свойства влияют на характер, здоровье и судьбу их владельца.
Самовнушение
также позволяет объяснить многие из мистических свойств, приписываемых
драгоценным камням. Так, например, если владелец твёрдо уверен, что камень,
который он носит, оказывает определённое воздействие, его убеждение
закрепляется в мыслях и таким образом влияет на весь организм. Он будет на
самом деле испытывать это влияние, и эффект будет проявляться с той же силой,
как если бы его причиной была вибрация или эманация материального тела камня.
Всё это может служить объяснением упорной веры в магическое искусство.
Камни не только
наделены жизнью; они стареют, болеют и умирают, обижаются, если им наносят
вред, становятся грубыми и теряют цвет. Болезнь жемчуга была предметом споров
на протяжении веков. Мнение, которое высказал в
1609г. Анселем де Боот,
придворный Рудольфа 2 императора
Германии, в отношении власти, данной некоторым камням, отражало идеи по этому предмету многих просвещённых
умов того времени.
Кто долго и
непрерывно вглядывается вглядывается в хрустальный или стеклянный шар, в опал
или лунный камень, сапфир или тигровый глаз могут оказаться частично
загипнотизированными или даже впасть в глубокий сон. Считалось, что вызванное,
состояние, будь то полутранс, гипноз или просто работа воображения, позволяет
заглянуть в будущее. Возможно, этот гипнотический эффект производится каким –
то мерцанием или особым мерцанием светом камня, привлекающим и задерживающим
взгляд владельца. Лунный камень, сапфир, тигровый глаз – все эти камни обладают
подвижным светом и считались жителями Востока камнями, приносящими удачу.
Действительно, на Востоке верили, что в этих камнях обитает живой добрый дух.
В начале
прошлого века была проведена серия очень интересных экспериментов с демонстрацией эффектов,
вызываемых у чувствительного объекта прикосновением драгоценных камней и минералов,
как пишет Фредерик Хауфф (р.1801) в книге «Пророчица из Преворста». Это рассказ
о женщине, которую считали наделённой выдающимся даром ясновидения. Когда она
брала в руку кусочек гранита, порфира или кремния, она ничего не чувствовала.
Но с другой стороны, тончайшие свойства плавикового шпата оказывали ярко
выраженное воздействие, расслабляя мышцы, вызывая диарею и появление кислого
привкуса во рту, а иногда и вызывая сомнамбулическое состояние. Причиной
последнего также могло стать воздействие сапфира и ирландского шпата. В то
время как выше упомянутые субстанции подавляли жизненную энергию, сульфат бария
стимулировал мышцы, наполнял тело приятным теплом, давал ощущение полёта. При
длительном прикладывании этого материала приятное ощущение выражалось смехом. В
случае с витеритом, углекислым барием, эффект выражался даже в большей степени:
спазмы смеха были такими, как будто человек выпил его раствор.
Горный хрусталь,
как обнаружили, тоже имел сильное стимулирующее влияние. Взяв его в руку,
объект пробуждался от полусна, а также, стоило положить его в подложечную
ямочку, обладал силой, способной вывести провидицу из сомнабулического транса,
распространяя при этом ароматический запах. Однако, если применение
продолжалось, через некоторое время мышцы теряли гибкость, и, в конце концов,
могло наступить эпилептическое состояние. Огрубление было таким сильным, что
невозможно было согнуть руку и ногу. Такой же эффект, но гораздо в меньшей
степени, производился стеклом при пристальном вглядывании в него или при
звуках, издаваемых при постукивании. Все бесцветные силикаты, бриллиант и даже
гипс обладают этим эффектом, в то время как базальт или гелиотроп способны
вызвать горечь во рту
Наиболее сильное
действие оказывал гематит; оксид железа в этой субстанции вызывал нечто вроде
паралича, с ощущением озноба внутри; это состояние можно было облегчить лишь
применением витерита. От октаэдров магнетита появилось ощущение тяжести,
конвульсивное подёргивание конечностей, даже когда материал, завёрнутый в
бумагу, лишь проносили мимо объекта. Шпинель, в состав которого входит оксид
хрома, производит то же действие, что и магнетит, с той лишь разницей, что
ощущение тяжести, казалось, разливается по рукам снизу вверх, в то время как
при воздействии магнетита нарастало наоборот, сверху вниз, из – за магнитных
свойств железа. Рубин вызывал чувство холода на языке, причём такое сильное,
что можно было произнести лишь невнятные звуки, пальцы рук и ног тоже холодели,
по телу проходила лёгкая дрожь, однако все эти негативные симптомы вскоре
сменялись ощущением гибкости и благополучия, но без опасения, правда, что
камень может вызвать повторение физической депрессии. При использовании
хризопраза, наблюдавшиеся озноб и дрожь начинались в груди и распространялись
по всему телу.
Названия
драгоценных и полудрагоценных камней часто используются как прилагательные, и в
этих случаях они дают более точную характеристику предметам. Мы часто встречаем
определения: «изумрудный остров», «изумрудные луга»; «сапфировые моря», «глаза
как сапфиры»; «рубиновое вино». Во всех этих случаях названия драгоценных камней использованы в
качестве прилагательных, предлагая разнообразный выбор цветов и оттенков. Фразы
«твёрдый, как камень» или «чистый как хрусталь» указывают на аналогичное
использование драгоценных или отделочных камней для выражения высочайшей
степени качества.
Самый интересный средневековый трактат о свойствах драгоценных
камней содержится в работе De rerum natura Фомы Кемпийского (1201 – 1270), который
был учеником Альберта Великого, написал
её между 1230 – 1244 годами.